Джойстики и другие игровые манипуляторы
Поиск по сайту

Опрос
С какого раза вы сдали экзамен в ГИБДД на вождение?
С 1-го
Со 2-го
С 3-го
С 4-го и более
Не смог сдать экзамены
Получил права без экзаменов
Еще не сдавал, но планирую
Не собираюсь водить автомобиль

King Cobra Mk.I

Знакомство и внешний вид

Итак, ко мне на тестирование попал очень любопытный для любого уважающего себя вирпила джойстик – ВКБ/Defender King Cobra Mk.I. Данная модель основана на серийном, разработанном Defender и ВКБ, джойстике Defender Cobra M5 и отличается от последнего установленным на него альтернативным контроллером, позволяющим осуществлять подключение дополнительных устройств и, что гораздо важнее, установленной на «Королевской Кобре» дюралевой подшипниковой механике, не встречающейся на обычных серийных джойстиках. Т.к. механика требует остановиться на ней отдельно, я рассмотрю это ниже. А пока перейдем к знакомству непосредственно с виновником событий.

Джойстик поступил ко мне в коробке, в которой распространяется обычная Кобра – вполне ожидаемо пестрящей фотографиями устройства с разных ракурсов и перечисленными техническими характеристиками обычной для серийно выпускаемых джойстиков коробке.

Коробка с джойстиком King Cobra Mk.I (вид спереди)

Рис. 1. Коробка с джойстиком King Cobra Mk.I (вид спереди)

Коробка с джойстиком King Cobra Mk.I (вид сбоку)

Рис. 2. Коробка с джойстиком King Cobra Mk.I (вид сбоку)

Учитывая измененную внутреннюю конструкцию, сам джойстик немного не помещался в коробку, поэтому ее крышка чуть выпирала наружу. Внутри меня ожидал джойстик, упакованный в полиэтилен и, собственно, все. Вместе с джойстиком поставляется также несколько комплектов пружин разной жесткости для возможности регулировки центрующего усилия, но по техническим причинам возможности протестировать их у меня не было. Скажу лишь, что тестирование Кобры проводилось на вполне удовлетворительном усилии на загрузе и что сила пружин не влияет на общий характер загруза и ощущение центра.

Далее, я произведу внешний осмотр и анализ функций управления. Т.к. практически все элементы, кроме регулировки по высоте и повороту джойстика, между серийной и Королевской Коброй одинаковы, эта часть обзора будет посвящена большей частью Кобре обычной, лишь периодически «отсылаясь» к особенностям непосредственно Кинг Кобры.

На снимках ниже можно оценить внешний вид джойстика. Он практически идентичен обычной серийной Кобре, за исключением регулируемой по высоте и углу поворота рукояти и металлической пластины с гравировкой ВКБ.

Внешний вид джойстика King Cobra Mk.I (вид спереди)

Рис. 3. Внешний вид джойстика King Cobra Mk.I (вид спереди)

Внешний вид джойстика King Cobra Mk.I (вид сбоку)

Рис. 4. Внешний вид джойстика King Cobra Mk.I (вид сбоку)

Разница между минимальной и максимальной высотой положения рукояти составляет 25 мм. Удлинение рукояти имеет смысл для крепления джойстика ниже уровня стола для увеличения диапазона хода ручки, что увеличивает точность позиционирования. Фиксация рукояти по высоте осуществляется двумя винтами-шестигранниками ниже подставки под руку. Регулировка высоты – это довольно интересное техническое решение, которое не встречается в серийных джойстиках, для реализации которого владельцам оных приходится осуществлять переделку своими силами. Также возможно закрепление рукояти под некоторым углом по вертикальной оси относительно положения «прямо вперед». Это может быть удобно при определенном расположении джойстика. Поворот рукояти осуществляется точно так же – ослаблением винтов, ее фиксирующих, при этом освобождается не только высота, но и поворот рукояти.

Минимальная и максимальная высота рукояти

Рис. 5. Минимальная и максимальная высота рукояти

Остановимся поподробнее на функциональности джойстика. Курок имеет небольшой ход и достаточно информативен. Второй курок, называемый в рекламе Дефендера на коробке «Устройство залпового огня», достаточно удобно откидывается, так что при необходимости он может находиться в таком состоянии, и палец на него не натыкается. К сожалению, он имеет большой холостой ход между нажатием кнопки им и моментом, когда его поджатие уже приведет к нажатию главного курка. Поясню это фотографией.

Ненажатый вторичный курок; нажатый (точка, в которой происходит щелчок его кнопки); нажатие им основного (срабатыванием его кнопки)

Рис. 6. Ненажатый вторичный курок; нажатый (точка, в которой происходит щелчок его кнопки); нажатие им основного (срабатыванием его кнопки)

На головке джойстика расположено две хатки, две кнопки и трехпозиционный переключатель режимов. Они показаны на фотографии ниже.

Головка джойстика

Рис. 7. Головка джойстика

Правая хатка, отмеченная стрелочками, отвечает за обзор и имеет форму выпирающего конуса, левая же скорее всего будет использоваться владельцами как четырехпозиционный переключатель, т.е. как четыре кнопки для дополнительных функций. Она имеет вогнутую внутрь форму. Слева и справа расположено по кнопке. Левая кнопка имеет очень значительную высоту, чтобы левая хатка не мешала ее нажатию, правая же более обычна.

Расположение кнопок я бы охарактеризовал как не очень удобное. Обе кнопки расположены не на своих местах, слишком далеко от того места, где на них (или на одной из них) можно было бы постоянно держать большой палец. По расположению хаток замечу, что основная хатка просится немного левее, дополнительная же, в общем-то, находится вполне на своем месте. Около основания под мизинец находится откидывающаяся кнопка колесного тормоза. Она реализована достаточно удобно – при отсутствии необходимости в обычном полете она просто откидывается и не мешает управлению, во время посадки же можно легко установить ее в рабочее положение. Сверху на правом боку есть еще одна красная «вроде бы кнопка», которая ею не является. Ее происхождение уходит корнями в историю и проще всего будет объяснить ее наличие технологией производства.

На основании расположен регулятор газа, реализованный в виде колесика. Данный регулятор движется мягко и плавно и снабжен оребрением. Кнопок на основании нет, и джойстик всячески намекает, что он скорее РУС (рукоятка управления самолетом), рекомендующий наличие отдельного РУДа (рукоятки управления двигателем). Обычно двухкомпонентные решения, т.е. имеющие в комплекте одновременно и РУС, и РУД, продаются комплектом, и встретить в продаже РУД отдельно практически невозможно, т.к. производители джойстиков их просто отдельно не выпускают. Но с февраля 2012 года поступил в продажу РУД от компании Gametrix, который хорошо подойдет в пару к Кобре (как обычной, так и Кинг), тем более что цена на него вполне демократична. С другой стороны, Кобра имеет функциональность не ниже типового джойстика, дополнительные кнопки которого выполнены в виде второй хатки и расположены сверху, а не на основании.

Последним отдельным элементом основания отмечу наличие на нем пазов, позволяющих плотно закрепить джойстик на столе или, например, в домашней кабине с помощью шурупов. Но надо сказать, что само основание достаточно тяжелое и имеет резиновые ножки, и ни о каком самопроизвольном «катании» по столу речи быть не может. Ход рукояти большой. По тангажу и крену он составляет порядка 45 градусов в сумме. На фотографии ниже виден фиксатор высоты рукояти, колесико газа, пазы крепления и откинутая кнопка колесного тормоза.

Основание джойстика

Рис. 8. Основание джойстика

Отличие рассматриваемой Кинг Кобры от Кобры обычной составляет отсутствие твиста на данной модификации (Mk.I). Это было сделано для того, чтобы убрать потенциально люфтящий узел, влияющий на точность управления в целом. В модификации Mk.II планируется ввести альтернативное твисту решение. Пока же всем интересующимся данным джойстиком желательно присмотреть себе педали, если их еще нет, или РУД, имеющий качалку, т.к. иначе управление по оси рысканья будет очень затрудненным. Замечу, что отсутствие твиста для изделий такого класса является нормальным и на любых серийных аналогичных джойстиках не встречается. Исключение составляет только Saitek X52/X52 Pro.

Также, повторюсь, что рассматриваемый джойстик не является непосредственно разработкой ВКБ, а скорее апгрейдом серийного джойстика производства Дефендера, ставящему цель создание долговечной и безлюфтовой системы позиционирования и расширения потенциала за счет установки более функционального контроллера.

В завершении внешнего осмотра джойстика подведу итог по части общего дизайна Дефендера. Рукоятка явно разработана для похожести внешнему виду оной реального самолета, более того, самолета российского производства. Это довольно интересная особенность, т.к. до этого максимум, что можно было встретить, так это копийные рукояти самолетов F16 и A10 на джойстиках компании Thrustmaster. Хотя рукоять Кобры не является точной копией, общее «веяние» не заметить невозможно.

Однако рукоятка имеет достаточно существенное количество огрехов по части эргономики и дизайна: расположение кнопок, отсутствие мягких переходов на стыках поверхностей, и имеет общий несколько кустарный и «умозрительный» вид. Пожелаем авторам в дальнейшем использовать опыт, полученный при создании Кобры, для создания более проработанных решений.

Механика

Теперь можно перейти, собственно, от Кобры обычной к Королевской. Прежде, чем приступить непосредственно к тестированию, посмотрим на механику джойстика. Это двухосевая механика с, как мне кажется, оптимальной компоновкой осей, позволяющая реализовать полностью безлюфтовое движение рукояти по двум осям, и система центровки типа «клещи» с пружинами с преднатягом. Сами оси расположены на подшипниках качения, создающих очень высокую плавность хода и не допускающих никакого люфта на осях. Перпендикулярно осям жестко закреплены бесконтактные датчики.

Клещевая загрузка позволяет создать достаточно четкий центр, но, несмотря на демпфирующие прокладки, приводит к небольшому стуку (более тактильному, чем звуковому) при переходе рукояти через центр. Также у жесткого центра есть свои поклонники и противники, т.к. он, с одной стороны, создает очень четко ощущаемое центральное положение рукояти, с другой же – усложняет точное прицеливание в районе центра. Для справки: общее ощущение от загрузки очень напоминает уже упомянутые выше джойстики фирмы СН.

Механика джойстика   Механика джойстика   Механика джойстика

Рис. 9–11. Механика джойстика

Безлюфтовость самого загруза обеспечивается настройкой боковых винтов, расположенных с торца элемента механики вдоль пружины загрузки. Один из этих винтов можно увидеть на фотографии (рис. 10) в виде отверстия, в котором он помещается, чуть ниже одного из винтов крепления правой пружины.

Электроника

Кобра М5 и Кинг Кобра используют бесконтактные датчики МАРС на главных осях. Это «бесшумные» вечные датчики, разработанные ВКБ, которые обеспечивают очень точное позиционирование и не подвержены износу. На осях газа и твиста (в случае с М5) стоит обычный резистор. Замечу, что в случае с осью газа, не имеющей большой механической нагрузки, установка качественного резистора является абсолютно достаточным решением.

Королевская Кобра отличается от обычной значительно более функциональным контроллером. Помимо всего прочего, он имеет внешние разъемы, позволяя подключать к нему большое количество внешних осей и кнопок. Перечислять его полные спецификации я не буду, отмечу лишь основное:

  • поддержка 8 дополнительных осей, пять из которых могут быть реализованы цифровыми датчиками и до семи аналоговыми (первая дополнительная ось подключается только на цифровом датчике);
  • подключение до 128 дополнительных кнопок, которые могут быть подключены как тумблеры или хатки (их количество, соответственно, ниже, т.к. каждый из них является сразу несколькими кнопками);
  • индикация режимов посредством светодиодов;
  • возможность мэппинга кнопок джойстика на различные клавиши или клавиатурные комбинации на уровне контроллера – т.е. вы не загружаете профили, которые осуществляет трансляцию программно, а «запоминаете» это в самом джойстике, который для компьютера также является виртуальной клавиатурой.

Функция мэппинга осуществляется с помощью программы-интерфейса, который будет доступен на сайте ВКБ.

Обычная же Кобра снабжается стандартным контроллером, мэппинг которого производится через программу-интерфейс самого Дефендера.

Тестирование

Теперь перейдем к тестированию. Ставшей уже стандартной для таких целей программа JoyTester 2 показывает точность в 2048 значений по главным осям и 256 значений по оси газа, что достаточно для любых целей. К сожалению, не могу себя назвать хорошим художником, потому сделанный в дополнение к обычным «кругам» рисунок в джойтестере получился не очень художественным. По «тематике» же я понял, что нарисовать TIE Fighter мне будет гораздо проще, чем МиГ-3. Врать не буду, рисуя оный на джойстике, явно предназначенном для «пилотирования» куда более реальных летательных аппаратов, я себя чувствовал чуть ли не интернет-троллем.

Тестирование в программе JoyTester 2   Тестирование в программе JoyTester 2

Рис. 12–13. Тестирование в программе JoyTester 2

Отсутствие шумов также подтвердила программа Foxy Joystick Analyser, которая разворачивалась на весь экран и позволяла увидеть каждый «тик» передвижения рукояти. Даже будучи отклоненной из центрального положения, рукоять реагировала очень точно, позволяя себе «самостоятельно» сдвинуть крестик на экране только от пульсации крови в руке. Точность контроллера и механики на высоте. Замечу только, что на моей версии прошивки изначально имелась заметная фильтрация сигнала. Степень фильтрации зависит от настроек в прошивке и после ее отключения и продолжительных тестов я уже не смог ее заметить. Хотя, говоря строго, тестировал ее я до того момента, когда уже просто перестал понимать, есть ли она или ее нет. Процесс прошивки данной версии Кобры осуществляется подключением джойстика к компьютеру с нажатой кнопкой на плате контроллера, после чего джойстик переходит в соответствующий режим. Сама прошивка заливает быстро и без проблем. После этого лишь требуется отключить и подключить джойстик снова.

Перейдем в непосредственное тестирование в симуляторах. Итак, Битва за Британию (Il-2 Sturmovik: Cliffs of Dover версии 1.05.15950) и Ил-2 4.10. Для управления газом использовался РУД Saitek X45, для оси рыскания – педали CH Pro Pedals.

Т.к. здесь сложно привести много объективных данных, потому эта часть будет содержать меньше всего словесных описаний. Вместо текста я решил приложить записанные в игре треки для демонстрации работы джойстика.

Кобра дает высокую точность управления и прицеливания. Тесты в простом редакторе позволяли добиться 50% попаданий с самолета BF109-E4 при стрельбе по воздушным целям. Т.к. на данный момент Битва за Британию имеет весьма своеобразно работающий искусственный интеллект, то сражение с истребителями мало напоминает оное и скорее представляет собой стрельбу по мишеням. В случае с бомбардировщиками из-за наличия у них стрелков цель становится заметно сложнее, что можно хорошо увидеть на втором приложенном треке – под конец стрелки бомберов мой самолет просто изрешетили. При записи треков я не ставил себе целью максимальный реализм и сами треки представляют скорее демонстрацию возможностей джойстика. В размещенных на YouTube записях треков используется ускорение времени для того, чтобы сакцентировать внимание на наиболее ключевых моментах.

В самом же Иле я в основном летал на Ил-2 тип 3М. С моей точки зрения точность позиционирования можно хорошо оценить именно при штурмовке по малоподвижным целям. Точность была достаточной, чтобы заниматься расстрелом танков парами, что хорошо видно в треке. Сам трек, также как и рисунок джойтестера выше, на большую художественность не претендует. Он сух, в нем активно используются внешние виды для отслеживания наземных целей, но по нему можно получить достаточно емкое мнение о точности джойстика.

Сами треки приложены к статье, а также доступны в виде видео.

Ил-2 Битва за Британию. Истребители Битва за Британию. Бомбардировщики
Ил-2
Смотреть на YouTube / Загрузить трек [ 1.3M ]

Битва за Британию. Истребители
Смотреть на YouTube / Загрузить трек [ 1.8M ]

Битва за Британию. Бомбардировщики
Смотреть на YouTube / Загрузить трек [ 3.4M ]

Субъективные впечатления

В этом месте должны звучать победные фанфары, но с ними все-таки не получается. Если выше я описывал больше технические характеристики и, насколько возможно, объективные данные, то здесь я приведу лично мое восприятие. Т.е. именно мое собственное мнение, на которое влияют привычки и предпочтения.

Прежде чем писать дальше, хотел бы пояснить эти самые «привычки и предпочтения», т.к. это имеет большое значение в правильном понимании самих моих впечатлений. У меня уже давно есть джойстик Микрософт ФФ2 с установленными на него подшипниками качения, который я считаю очень удобным, хотя и малофункциональным, в котором мне нравится загрузка и есть только некоторые нарекания на его точность, связанные с наличием лага (фильтрации), мертвой зоны и «зубчатым» откликом. Мне довелось пользоваться и РУСом X45, и полным комплектом X52 Про, оба из которых меня не устроили по чисто эргономическим соображениям. Точно такое же отношение у меня к джойстикам СН. Т.е. если у вас к этим устройствам прямо противоположное отношение, то большая часть описанного ниже никакого отношения к вам иметь не будет, т.к. «что русскому хорошо, то немцу смерть» и наоборот. Нечто подобное же относится к загрузу. Я предпочитаю загруз тактильно сходный с тем, какой реализован на МС ФФ2, на Logitech 3D Extreme Pro и младших моделях Thrustmaster (кроме модели Т.16000М). Это загруз с мягким центром, не имеющим в нем четкой ступеньки, постепенно возрастающий при отклонении рукояти к краю диапазона. Также как и в предыдущем случае, это вещь субъективная, и кто-то наоборот посчитает именно такой загруз неудобным, т.к. центр в нем полностью теряется. Теперь я перейду уже к моему мнению о джойстике.

Могу ли я сказать, что джойстик понравился лично мне? К сожалению нет. Условно можно разделить всех пользователей данных агрегатов на две категории: одни предпочитают копийность внешнего вида относительно реальных прототипов, качество механики и электроники и за это могут простить все остальное. Другие же предпочтут удобство «обычных» ручек и за отсутствие удобства никакие плюсы механики и электроники «расплатиться» не смогут. Я оказываюсь совершенно из другого лагеря, нежели основная целевая аудитория: к копийности и похожести на настоящее отношусь без малейшего пиетета, мало чувствителен к широкой функциональности и очень плохо отношусь к равномерному загрузу с жестким центром (а-ля СН), о чем уже писал выше.

Итак, что мне понравилось и не понравилось в Кинг Кобре.

Рукоятка мне показалась немного великоватой, производящей впечатление РУСа Сайтека X45, хотя и не такой габаритной. Система двухпозиционного курка имеет слишком большой рабочий ход, что для меня ухудшает совместную работу «основных» кнопок. Общее впечатление о работе курков неплохое, но не могу назвать это впечатление очень положительным. Ход самой рукояти великоват, учитывая размеры оной, хотя это не очень существенно и может быть связано больше с моим восприятием загруза. Что следует иметь ввиду тем, кто ставит джойстик на стол: высота упора под ладонь на МС ФФ2 возвышается над столом порядка 12 см. Упор же под ладонь Кобры имеет высоту 14 см в минимальном положении (напоминаю, рукоять регулируется по высоте), что делает ее недостаточно пригодной для именно настольного расположения, т.к. помимо высоты, выпирающая назад площадка под руку упиралась мне в кисть до того, как я не додумался подставить под локоть на подлокотник кресла, находящегося в максимально высоком положении, коробку высотой 7,5 см. После этого проблема исчезла, но согласитесь, летать с постоянно подложенной под локоть коробкой было бы несколько странновато. Хотя, строго говоря, через некоторое время я эту коробку все-таки убрал, но ощущения комфорта при этом не было. Но думаю, такой проблемы и не будет, если ставить джойстик на выдвижную полку для клавиатуры, т.к. она обычно находится ниже приблизительно на те же 5-8 см. Главное, чтобы размер этой полки был достаточен для полного наклона джойстика от себя, чтобы он не упирался при этом в стол.

Функциональность джоя мне понравилась, и я считаю ее достаточной. С одной стороны, она приблизительно эквивалентна оной обычного 9-кнопочного джойстика, но при этом все кнопки (в частности, посредством второй хатки) оказываются на головке джойстика, т.е. при использовании совместно с РУДом вы получаете полную функциональность, не перенося руку на основание. Сама основная хатка мне показалась ощутимо туговатой, и лучше бы форма была вогнутая, а не выпуклая. Вторая хатка, вероятно, будет использоваться как набор кнопок, для чего она хорошо подходит, и никаких претензий к ней у меня нет.

Загрузка рукояти, как я уже описал выше, выполнена сильно не в моем вкусе. Это не является недостатком джойстика, и все реализовано там вполне достойно. Но лично для меня жесткий центр нивелирует точность самого контроллера и датчиков в центральном положении, т.к. прицеливаться в околонулевой зоне становится откровенно сложно. Равномерный загруз на отклонение тоже «не мое», т.к. практически одинаковое возвратное усилие в любом положении рукояти ухудшает ее информативность. Опять же, кому-то нравится именно такая реализация, и если вы из предпочитающих таковую загрузку, то повторюсь, что сделано все аккуратно и работает как и должно.

Расположение дополнительных кнопок – левой и правой на рукояти – выбрано не слишком удобно, но для нечасто используемых функций (в Ил-2 это были бомбы и ракеты) они подходят, и в этом контексте к ним нареканий нет.

Переключатель режимов (напомню, что он трехпозиционный) работает просто и понятно – он переключает действие самих кнопок, т.е. кнопка 3 становится кнопкой 10. Это позволит назначить их куда угодно без какого-либо программирования. Лично я не искал этому применения, т.к. мне было достаточно функциональности самой рукояти вкупе с использованием РУДа.

Напомню еще про кнопку колесного тормоза. Она сделана откидывающейся и потому никоим образом удобство управления не ухудшает, при этом выполняя свою основную функцию.

Как я уже писал выше, это именно мое субъективное мнение, которое может не совпадать с мнением читающего эту статью. По части эргономики для тех, кто сомневается, пожалуй, самое простое решение – пойти в магазин, «примерить» рукоять Кобры М5 и, вполне возможно, что это развеет все сомнения.

Выводы

Учитывая все вышесказанное, могу сказать, что джойстик получился не для всех. У меня нет претензий к качеству исполнения или работе датчиков вкупе с контроллером – последние достойны всяческих похвал – но эргономика устройства сделана на любителя. Вряд ли к самой рукояти будут претензии у тех, кто устанавливает ее в околопоясном расположении. Для полностью настольного расположения же она применима только с некоторыми оговорками, описанными выше. Общая форма джойстика, диапазон хода и загруз напоминают что-то среднее между Saitek X45, X52 и CH Combat- или Fighterstick. Если данные рукояти и их загруз для вас удобны, то будет удобная и эта. Единственная оговорка X52, в его случае могут быть разночтения. Если у вас есть сомнения, то рекомендую ознакомиться с обычной Коброй в магазине перед покупкой Королевской Кобры. Но и напомню, что Королевская Кобра – это практически единственный серийно производимый джойстик с вечной механикой и датчиками, который можно купить заказом через Интернет, а иногда и напрямую, в России. Устройство в своем роде практически уникально. И если у вас нет слишком больших претензий к эргономике этого джойстика на основании, например, «примеренной» в магазине Кобры М5, то я могу его вам рекомендовать.

Игнат Погудин aka Harh

Опубликовано: 5 января 2013 г.

Copyright © 2003–2017 Maxim Shalumov. All rights reserved. Server: HP ProLiant DL120 G7
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru