Джойстики и другие игровые манипуляторы
Поиск по сайту

Опрос
За кого вы проголосуете на выборах президента 18 марта?
Владимир Путин
Владимир Жириновский
Павел Грудинин
Максим Сурайкин
Григорий Явлинский
Ксения Собчак
Борис Титов
Сергей Бабурин
Испорчу бюллетень
Не пойду на выборы
Мне не будет 18 лет
Я не гражданин России

Джойстик своими руками: начнем с основ

В этой небольшой статье я постараюсь изложить информацию, необходимую для понимания принципа работы обычного аналогового джойстика, подключаемого к игровому порту компьютера.

Стандартный игровой порт, расположенный на звуковой карте, обслуживает аналоговые сигналы X1, Y1, X2, Y2 и дискретные B1, B2, B3, B4. С помощью аналоговых сигналов передаются данные об отклонении рукоятки джойстика, с помощью дискретных – данные о нажатии кнопок джойстика. Таким образом изначально игровой порт был расчитан на подключение двух двухкнопочных джойстиков.

Но как правило подключается один джойстик и дополнительные устройства. В таком случае аналоговые оси распределяются так:

  • X1 – перемещение рукоятки вперед-назад (тангаж);
  • Y1 – перемещение рукоятки влево-вправо (крен);
  • X2 – перемещение педалей;
  • Y2 – перемещение рукоятки управления двигателем – РУДа (тяга).

Положении рукоятки, РУДа и педалей определяется с помощью стоомных потенциометров: минимальное сопротивление – крайнее левое (верхнее) положение, максимальное – крайнее правое (нижнее) положение. В принципе можно использовать и другие потенциометры, но тогда джойстик прийдется достаточно точно откалибровать. Кнопки замыкаются на землю.

Вместо передачи данных о положении РУДа, сигнал X2 может использоваться для передачи данных о положении хата – переключателя вида. Это что касается аналоговых устройств. Так называемые цифровые игровые устройства передают данные о положении рукоятки, РУДа, педалей, хата и кнопок с помощью цифровых протоколов, используя для этого дискретные сигналы игрового порта. Наиболее распространенные расширения функций игрового порта и реализации цифровых интерфейсов будут описаны отдельно.

Для подключения игровых устройств служит разъем типа DB15 – «мама» на звуковой карте и «папа» на кабеле, идущем к игровым устройствам. Вот его распиновка:

Разъем DB15 «мама»

Разъем DB15 «мама». Вид со стороны контактов.

Контакт Сигнал Контакт Сигнал
1
2
3
4
5
6
7
8
+5V
B1
X1
GND
GND
Y1
B2
+5V
9
10
11
12
13
14
15
+5V
B3
X2
GND
Y2
B4
+5V

Примечание: поскольку разъем игрового порта часто совмещают с разъемом MIDI, контакты 8, 12 и 15 могут иметь другое предназначение. Поэтому лучше брать питание и землю с 1, 9 и 4, 5 контактов разъема.

Приведу схему простейшего аналогового игрового устройства, состоящего из четырехкнопочного джойстика, РУДа и педалей.

Схема простейшего аналогового игрового устройства

Вместо переменных резисторов могут использоваться оптопары – светодиод и фоторезистор. Такой джойстик называется оптическим и большинство игроков отдают предпочтение именно оптическим джойстикам. О том, как переделать обычный джойстик в оптический, можно прочитать здесь.

Владимир "Рашпиль" Климус

Copyright © 2003–2018 Maxim Shalumov. All rights reserved. Server: HP ProLiant DL120 G7
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru