Джойстики и другие игровые манипуляторы
Поиск по сайту

Опрос
С какого раза вы сдали экзамен в ГИБДД на вождение?
С 1-го
Со 2-го
С 3-го
С 4-го и более
Не смог сдать экзамены
Получил права без экзаменов
Еще не сдавал, но планирую
Не собираюсь водить автомобиль

Ил-2 Штурмовик

Игры серии «Ил-2 Штурмовик» являются одним из самых известных авиационных симуляторов. И уж точно это самый популярный авиасимулятор, посвященный Второй мировой войне. Высокий уровень реалистичности, графики, исторической достоверности – то, что выделяет его на фоне других игр.

Разработчиком этой серии игр является компания Maddox Games, названая по фамилии ее руководителя – Олега Медокса. В качестве издателя всей серии «Ил-2 Штурмовик» выступает компания 1С.

Советский истребитель И-153 «Чайка» на фоне сбитого немецкого бомбардировщика He-111

Рис. 1. Советский истребитель И-153 «Чайка» на фоне сбитого немецкого бомбардировщика He-111

Хронология версий

Первая версия игры, которая называлась просто «Ил-2 Штурмовик», вышла в 2001 году. По словам руководителя проекта Олега Медокса, на ее создание ушло около 4-х лет. На тот момент она поражала игроков уровнем графики и требовательностью к ресурсам компьютера. Так, она с трудом запускалась на Pentium 2.

Игровая пресса наперебой расхваливала новинку: «Лучший авиасимулятор из всех когда-либо созданных» (журнал «Игромания»), «„Ил-2 Штурмовик“ – это игра, подобных которой еще не было. Причем не только в жанре симуляторов» (журнал «Страна игр»)... Этот список можно продолжать еще долго.

В 2003 году была выпущена новая версия этой игры под названием «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения». Она была еще более требовательна к аппаратному обеспечению и отказывалась запускаться на компьютерах ниже Pentium 3.

Затем один за другим стали выходить дополнения к «Забытым сражениям». В 2004 году появляются «Асы в небе», требующие наличия установленной оригинальной игры. Кстати, в это дополнение включено официальное NoCD: после его установки игра перестает требовать наличие диска в CD-приводе. В этом же году вышла игра «Перл-Харбор», в которой впервые появилась возможность взлетать и садиться на авианосец. Ее можно было установить либо как самостоятельную игру, либо поверх уже установленных «Забытые сражения» + «Перл-Харбор». Во втором случае получалась игра с огромным количеством самолетов, карт и миссий. В 2006 году оригинальная игра вместе с вышеописанными двумя дополнениями (ЗС+АвН+ПХ) выпускается на одном диске под названием «Ил-2 Штурмовик. Золотая коллекция».

Но на этом история разработки не заканчивается. Спустя полтора года после «Перл-Харбора», в 2006 году издается очередное дополнение под названием «Истории пикирующего бомбардировщика». В конце того же года выходят два последних дополнения – «Штурмовики над Маньчжурией» и «46».

Стоит заменить, что все пять вышеуказанных дополнения должны устанавливаться строго в порядке их выхода. И если какого-то одного дополнения у вас нет, то более новые установить уже не получится.

В начале 2007 года в свет выходит «Ил-2 Штурмовик. Платиновая коллекция», объединившая в себе «Забытые сражения» и все пять описанных выше дополнений.

В 2010 году был выпущен диск «Ил-2 Штурмовик. Bestseller», содержавший игру со всеми обновлениями до версии 4.09m. Она включала в себя 341 самолет, 49 кампаний и 88 карт.

С установкой каждого дополнения из основной серии происходит обновление версии игры. Помимо этого, разработчики выпускали патчи, также обновляющие версию. Последний официальный патч устанавливается на «Платиновую коллекцию» или «Забытые сражения» со всеми указанными выше пятью дополнениями и обновляет версию игры до 4.08m. В создании следующего патча версии 4.09m компания Maddox Games принимала участие лишь частично (по вопросам изменений в полетной модели и в графике), остальная работа была проведена командой Daidalos Team. Все последующие патчи выпускались этой командой уже без участия разработчиков игры. Так, на сегодняшний день Daidalos Team выпустила обновления до версии 4.12.2 и уже работает над следующим патчем 4.13. Узнать, какая версия у вас установлена, можно в процессе запуска игры: она указывается на заставке.

Помимо основной серии, компания 1С издала также целый ряд второстепенных дополнений: «Операция „Блау“», «Операция „Барбаросса“», «Холодное небо Заполярья», «Курс на Окинаву», «Чужое небо», «Второй фронт», «Дороги войны», «Дороги войны 2». В отличие от полноценных дополнений, они не содержат новых самолетов, изменений физической модели или интерфейса, а лишь добавляют в игру новые кампании. Часть из них разработана командой Олега Медокса, часть – сторонними разработчиками.

В 2011 году Maddox Games выпускает игру «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» (не путать с авиасимулятором «Битва за Британию» 2002 года). Но это уже совершенно другая игра, сделанная на новом «движке», поэтому мы не будем ее рассматривать в этом обзоре.

Коробочные издания

Игры «Ил-2 Штурмовик» и «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения», помимо стандартной jewel-упаковки, выпускались также в коробочном варианте.

Комплектация коробочной версии «Ил-2 Штурмовик»:

  • диск с игрой;
  • руководство пользователя;
  • книга «Ил-2 для чайников»;
  • книга «Краткий курс теории воздушного боя»;
  • книга «Главный самолет войны»;
  • плакат;
  • футболка.

Комплектация коробочной версии «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения» более бедная (на 2 книги меньше):

  • два диска с игрой;
  • руководство пользователя;
  • книга «Наставление по штурмовой авиации»;
  • плакат;
  • футболка.

Меню игры

Рассмотрим основные пункты главного меню игры.

Главное меню игры «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения»

Рис. 2. Главное меню игры «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения»

Отдельные задания – это возможность выполнить отдельные миссии за одну из стран-участниц Второй мировой войны.

Карьера представляет собой миссии, объединенные в кампании. Можно, например, попробовать в себя в роли советского пилота тяжелого бомбардировщика ТБ-3, или летчика-истребителя Люфтваффе и управлять самолетом Bf-109. При этом в каждой кампании на игрока будет заведена книжка пилота, в которой будет учитываться количество вылетов, число сбитых самолетов противника и уничтоженной наземной техники.

Игра по сети позволяет сражаться с живыми противниками по локальной сети или Интернету. Можно как создать свой сервер, так и присоединиться к уже существующему (для этого нужно знать его IP-адрес). При создании сервера нужно выбрать один из трех типов игры («Дуэль», «Сценарий» или «Карьера»), а также указать максимальное число игроков (от 2 до 32). При желании можно сделать доступ на свой сервер только по паролю.

Простой редактор позволяет быстро смоделировать ситуацию с участием произвольного количества как своих, так и вражеских самолетов. Для каждой из сторон можно создать до 4-х звеньев, каждое из которых может содержать до 4-х самолетов. Для каждого из звеньев можно указать дополнительную нагрузку (бомбы, ракеты и т.д.), либо вообще снять с него все вооружение. Можно задать высоту полета (от 100 м до 10 км), погоду (от ясной до грозы), время вылета, преимущество по высоте, наземные цели (бронетехнику, мосты или аэродромы), а также включить или отключить противовоздушную оборону противника (зенитные орудия). Полет можно выполнять на одной из нескольких доступных карт (Окинава, Смоленск, Москва (зима), Крым и т.д.).

Полный редактор – это полноценный редактор для создания собственных миссий.

Обучение содержит уроки для начинающих пилотов. Каждый из уроков представляет собой запись полета с комментариями. Рассматриваются такие основные моменты, как взлет и посадка (в том числе на авианосце), воздушный бой, бомбометание.

Архив записей полетов позволяет просмотреть как записи, сделанные разработчиками игры, так и увидеть свой собственный полет со стороны. Для того чтобы сохранить запись своего полета, необходимо после завершения вылета нажать на кнопку «Сохранить запись», после чего ввести имя файла записи и нажать на кнопку «Сохранить». В результате запись полета сохранится в формате TRK. Все записи хранятся в каталоге «records», который находится в папке с игрой. Существует также более новый формат, NTRK. Чтобы сохранить запись в этом формате, необходимо в процессе игры нажать на кнопку Esc и выбрать пункт «Начать запись полета». Формат NTRK позволяет записывать любую часть полета, тогда как в формате TRK можно записать только полет целиком. Кроме того, сетевые игры можно сохранять только в NTRK. Важным преимуществом формата NTRK по сравнению с TRK является его совместимость с более новыми версиями игры. Дело в том, что в нем сохраняются все перемещения объектов, тогда как в TRK – только действия игрока. А т.к. в новых версиях могут быть внесены изменения в физическую модель, поэтому записи в формате TRK можно воспроизвести только на той версии игры, на которой они записаны. Стоит также отметить, что данные в формате TRK представлены в открытом виде, тогда как формат NTRK зашифрован.

Пилот – здесь можно создать, удалить или выбрать своего пилота. Для каждого пилота указываются фамилия, имя и позывной.

Управление – в этом разделе можно назначить выполнение различных функций на кнопки клавиатуры или джойстика. Также некоторые функции можно настроить на аналоговые оси джойстика. Помимо элеронов, руля высоты, руля направления и тяги, счастливые владельцы систем HOTAS могут также назначить на аналоговые оси управление закрылками, шагом винта, колесными тормозами (к сожалению, раздельное торможение правым и левым колесом не поддерживается), а также по одной оси на триммер элеронов, руля высоты и руля направления.

Музей содержит информацию по представленным в игре самолетам, танкам, технике и артиллерии, а также кораблям. Для каждого из «экспонатов» показаны 3D-модель, технические характеристики и краткая историческая справка. У самолетов также указываются их достоинства и недостатки.

Авторы – здесь можно узнать имена всех тех, кто принимал участие в создании игры. Стоит отметить, что в тестировании игры участвовали ветераны Второй мировой войны из СССР, Германии и других стран. В этом же разделе авторы выражают благодарность Авиационному комплексу им. С.В. Ильюшина за разрешение на использование марки самолета Ил-2 в названии игры.

Настройки – в данном разделе можно задать параметры графики, звука и сети, настроить чувствительность мыши, а также кривые отклика, мертвые зоны и сглаживание 3-х основных осей джойстика (отвечающих за крен, тангаж и рысканье).

Выход – выйти в Windows.

Управление самолетом

Разработчики постарались сделать управление самолетом максимально приближенным к реальности. Была проведена большая работа по созданию физической, аэродинамической модели, модели повреждения самолета. Создатели игры работали с большим количеством технической документации на каждый самолет.

Пролет на самолете И-16 под мостом

Рис. 3. Пролет на самолете И-16 под мостом

Среди разработчиков были люди, имеющие непосредственное отношение к авиационной промышленности. Им помогали историки и профессиональные пилоты. Кроме того, в качестве консультантов и тестеров участвовали летчики-ветераны Второй мировой войны из разных стран.

В игре реализовано большое количество настроек реализма. Можно сделать самолет неуязвимым, отключить перегрузки, штопор, ветер и турбулентность, гироскопический момент, перегрев двигателя и т.д., в результате чего он будет отскакивать от земли как мячик, а игра превратится в аркаду. А можно все включить, и игра превратится практически в авиатренажер.

За штурвалом советского бомбардировщика ТБ-3

Рис. 4. За штурвалом советского бомбардировщика ТБ-3

Практически все приборы в кабине реально работающие: указатель скорости, альтиметр, вариометр, авиагоризонт, компас, указатель поворота и скольжения, указатель оборотов двигателя, указатель наддува и т.д. Также перемещаются и основные ручки управления: ручка управления самолетом, рычаг тяги, педали, рукоятки выпуска закрылков и шасси.

В игре реализовано влияние перегрузок на пилота: при положительных перегрузках (направленных вниз) экран постепенно становится черным, при отрицательных (направленных вверх) – красным. Обычно это случается при резких маневрах на высокой скорости. Между прочим, человек переносит отрицательные перегрузки намного хуже, чем положительные.

Стоит отметить, что в игре сделан упор на динамику полета, воздушный бой. При этом упрощены такие моменты, как, например, управление двигателем. Допустим, в игре для его запуска достаточно нажать кнопку I, и двигатель включится уже через несколько секунд, тогда как в реальности для подготовки самолета к вылету необходимо провести достаточно большое количество операций.

Хотя, кое-какие ручки в самолете все же можно покрутить. Например, доступно управление шагом винта, высотным корректором, заслонками радиатора.

Большинство элементов управления на приборной панели не работают. Кроме того, с ними нельзя взаимодействовать мышкой, все управление производится путем назначения клавиш джойстика и клавиатуры на различные функции.

Кстати, о джойстике. Без него в эту игру лучше не играть, чтобы не портить себе настроение. Особенно с включенными настройками реализма. Если взлететь и кое-как держаться в воздухе без него еще можно, то о точном прицеливании в воздушном бое и мягкой посадке не может быть и речи.

Для этой игры (впрочем, как и для любого другого реалистичного аваисимулятора) необходим джойстик, имеющий как минимум 4 аналоговые оси: для управления элеронами, рулем высоты, рулем направления и тягой двигателя. Также очень желательно наличие так называемой «хатки» (hat-switch) – шляпки, позволяющей управлять обзором. А вот обратная связь – это уже дело вкуса. Точности управления она не придаст, и может даже мешать. Да и реализм обратной связи у джойстиков оставляет желать лучшего.

Но не надо думать, что достаточно купить джойстик – и вы уже управляете как профессиональный пилот. Нет, даже самый дорогой джойстик не отменяет необходимости длительных тренировок. Если взлет и удержание самолета по курсу новичкам обычно дается легко, то посадке и воздушному бою придется долго учиться.

Посадка советского самолета Ла-7 на грунтовую полосу

Рис. 5. Посадка советского самолета Ла-7 на грунтовую полосу

Как уже упоминалось выше, специально для новичков в игре существует раздел «Обучение». Кроме того, информация по взлету и посадке, некоторым фигурам высшего пилотажа, выводу самолета из сваливания и штопора, основам воздушного боя и атаке наземных объектов дана в документации к игре. Обладатели коробочных версий имеют документацию в виде брошюр, что поможет осваивать пилотирование, не отрываясь от игры. Остальным же придется довольствоваться электронным вариантом руководства пользователя.

Посадка американского палубного истребителя F4F-3 на авианосец

Рис. 6. Посадка американского палубного истребителя F4F-3 на авианосец

Начиная с «Перл-Харбора», в игре стали доступны взлет и посадка с авианосца. Освоить их значительно сложнее, чем с аэродрома. Связано это с маленьким размером авианосца по сравнению с взлетно-посадочной полосой. Кроме того, в отличие от аэродрома, авианосец чаще всего находится в движении. При взлете длины авианосца обычно не хватает для набора необходимой скорости, и есть риск упасть в воду. Посадку из-за маленького размера авианосца осуществить еще сложнее: можно сесть либо перед авианосцем, либо после него. В любом случае, итог будет плачевен: самолет утонет в водах Тихого океана, и игроку повезет, если пилот сумеет выбраться из кабины. Длины авианосца, естественно, не хватит для торможения самолета, поэтому перед посадкой выпускается гак, которым нужно зацепиться за тросы на палубе авианосца.

Разработчики не зря пропустили через себя горы технической документации. Управление каждым самолетом индивидуально: они отличаются по скорости, маневренности, устойчивости к срыву в штопор и многим другим параметрам. В некоторых моделях (например, в И-16) шасси выпускается и убирается вручную (в реальном самолете это делалось вращением ручки, в виртуальном же – множественным нажатием на соответствующие кнопки). В истребителе И-153 «Чайка» при переворачивании вниз головой глохнет двигатель из-за конструктивных особенностей, и это тоже реализовано в игре.

Экипаж сбитого немецкого бомбардировщика He-111 спасается на парашютах

Рис. 7. Экипаж сбитого немецкого бомбардировщика He-111 спасается на парашютах

В критической ситуации экипаж самолета может выпрыгнуть с парашютом, для этого необходимо нажать комбинацию клавиш Ctrl+E. При этом стоит учесть, что если высота полета небольшая, то парашют не успеет раскрыться, и пилот погибнет. В случае посадки с парашютом на поверхность воды надувается спасательная лодка. Также эту комбинацию можно (и нужно) применять при падении самолета в воду.

В любой момент можно передать управление своим самолетом компьютеру, нажав на клавишу A. При этом он начнет выполнять отмеченные на карте задачи. Это может быть полезно на начальных этапах, чтобы подчерпнуть для себя что-нибудь полезное по пилотированию или просто посмотреть, как в той или иной ситуации ведет себя AI (искусственный интеллект).

Воздушный бой и атака наземных целей

Всего в игре имеется 4 кнопки для управления 4-мя типами вооружения: пулеметами, пушками, ракетами и бомбами. Само собой, не во всех самолетах доступны все 4 типа вооружения. Все указанные выше виды вооружений можно установить, например, в некоторые модификации штурмовика Ил-2, в честь которого названа игра.

В воздушном бое очень важно экономить боезапас, поскольку он сильно ограничен. Особенно если стоит задача сбить более одного самолета. Не следует открывать огонь, если нет уверенности, что он попадет в цель. Не стоит также делать слишком длинные очереди. Необходимо учесть, что пулеметы предназначены только для легкобронированных целей, и по своей эффективности они сильно уступают пушкам.

Один истребитель И-153 против двух бомбардировщиков He-111

Рис. 8. Один истребитель И-153 против двух бомбардировщиков He-111

Не нужно забывать, что снаряды летят не мгновенно, а с определенной скоростью (пусть и очень большой). Поэтому при атаке движущихся целей (самолетов, наземной техники) следует стрелять с упреждением (т.е. целиться не туда, где сейчас находится цель, а туда, где она будет находиться в тот момент, когда в эту точку долетят снаряды).

И-153 против He-111: вид с места пилота

Рис. 9. И-153 против He-111: вид с места пилота

Наиболее простые цели в воздушном бое – это бомбардировщики. По сравнению с истребителями, они менее быстрые и маневренные, и не составляет большого труда сесть им на хвост. Правда, это не всегда хороший вариант, потому что в хвосте бомбардировщиков обычно всегда имеется стрелок. Также по сравнению с истребителями они, как правило, гораздо лучше бронированы и имеют 2 или даже 4 двигателя. Даже если вывести им из строя половину двигателей, они все еще будут способны держаться в воздухе.

Атака истребителем И-153 «Чайка» бомбардировщика He-111

Рис. 10. Атака истребителем И-153 «Чайка» бомбардировщика He-111

Сбить истребитель намного сложнее. В отличие от бомбардировщика, ему куда тяжелее сесть на хвост, но даже в случае успеха он будет всячески пытаться стряхнуть вас оттуда, выполняя различные маневры. При этом можно легко потерять его из вида, а уже через мгновение он будет висеть у вас на хвосте.

В многоместных самолетах (чаще всего это бомбардировщики) можно, используя клавишу C, переключаться между членами экипажа: пилотом, бомбардиром, стрелками.

Управление стрелками примерно такое же, как в «шутерах» – мышью. Стрелки бывают не только на бомбардировщиках, но и на более легких самолетах: например, на некоторых модификациях Ил-2 или У-2 имеются задние стрелки, помогающие сбросить неприятеля с хвоста.

Вид через бомбовый прицел ТБ-3

Рис. 11. Вид через бомбовый прицел ТБ-3

При переключении на стрелков управление самолетом берет на себя автопилот. Переключившись на бомбардира, игроку придется одновременно управлять самолетом и настраивать бомбовый прицел. В него вводятся параметры высоты и скорости полета, и он позволяет определить точку падения бомб. При этом самолет должен лететь горизонтально, не меняя скорости и высоты.

Бомбардировка с пикирования на штурмовике Ил-2

Рис. 12. Бомбардировка с пикирования на штурмовике Ил-2

В более легких самолетах, таких как штурмовик Ил-2, места для бомбардира нет, поэтому его функции придется взять на себя пилоту. В таких случаях более эффективной обычно бывает бомбардировка с пикирования: самолет набирает высоту, пикирует на цель, на определенном расстоянии от земли сбрасывает бомбы и максимально быстро уходит от точки их падения. При этом следует учесть, что если сбросить бомбы слишком низко, то можно не успеть выйти из пикирования, либо самому пострадать от взрыва. Если же их сбросить слишком высоко, то снижается точность бомбардировки, и можно промахнуться мимо цели.

Выпуск ракетных снарядов по танку...

Рис. 13. Выпуск ракетных снарядов по танку...

...спустя долю секунды

Рис. 14. ...спустя долю секунды

Также на некоторые самолеты, например на Ил-2, могут быть установлены неуправляемые ракетные снаряды. Они предназначены для поражения бронированной наземной техники, к примеру, танков. Неуправляемые – значит, они не могут в процессе полета менять курс. Поэтому прицеливаться нужно очень тщательно.

Уничтожение наземных целей из пушек и пулеметов Ил-2

Рис. 15. Уничтожение наземных целей из пушек и пулеметов Ил-2

Слабозащищенные наземные цели, такие как автомобили, можно уничтожать из пулеметов. Для более тяжелобронированной техники нужно применять пушки. Следующими по степени урона идут ракетные снаряды. Наибольшей разрушительной силой обладают бомбы. Например, для уничтожения мостов следует применять именно бомбы.

Стоит заметить, что описанная выше градация вооружения очень поверхностна, поскольку на разных самолетах стоят разные пулеметы и пушки, ракетное и бомбовое вооружение тоже неоднородно.

Следует также сказать несколько слов о модели повреждения самолетов. В зависимости от того, куда попадут снаряды и из чего они были выпущены, может повредиться та или иная деталь. Например, начнется утечка топлива, выйдет из строя двигатель, окажутся перебитыми тяги элеронов, рулей высоты или направления. Уж не говоря о том, что обшивка самолета постепенно превращается в решето. С какими-то повреждениями можно продолжать полет, в других случаях нужно срочно возвращаться на аэродром, а иногда приходится немедленно прыгать с парашютом. При попадании в некоторые уязвимые места (например, в топливный бак) самолет может взорваться прямо в воздухе. Кстати, модель повреждений касается не только самолета: члены экипажа могут быть ранены (при этом экран будет в красных оттенках) или даже убиты (экран становится полностью черным).

Системные требования

Системные требования игры «Ил-2 Штурмовик»:

  • Pentium II 400 (рекомендуется Pentium III 600 или выше, для максимальной детализации графики – процессор 1 GHz или выше);
  • 128 Mb RAM (рекомендуется 256 Mb RAM);
  • 3D-акселератор (рекомендуется 32-битный 3D-акселератор с 32 Mb RAM или выше).

Системные требования игры «Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения»:

  • Windows 98/ME/2000/XP;
  • Pentium III 800 или выше;
  • ОЗУ 256 Мб (рекомендуется 512 Мб или выше);
  • DirectX 8.1 совместимая видеокарта с ОЗУ 16 Мб (рекомендуется 32 Мб или выше);
  • звуковая карта, совестимая с DirectX 8.1;
  • Microsoft DirectX 8.1;
  • CD-ROM 4x или выше;
  • джойстик;
  • не менее 1,1 Гб свободного места на жестком диске;
  • для многопользовательской игры требуется модем (56 K или выше) или локальная сеть;
  • оптимизирована для ПК на базе процессора Intel Pentium 4 с технологией Hyper-Threading.

Системные требования игр «Ил-2 Штурмовик. Платиновая коллекция» и «Ил-2 Штурмовик. Bestseller»:

  • Windows 98/ME/2000/XP/Vista;
  • DirectX 9.0c;
  • процессор с частотой 1 ГГц (рекомендуется 3 ГГц);
  • 512 Мб ОЗУ (рекомендуется 1 Гб);
  • совместимая с OpenGL и DirectX 9 3D-видеокарта с 64 Мб ОЗУ (рекомендуется 128 Мб);
  • совместимая с DirectX 9 звуковая карта;
  • привод DVD-ROM;
  • не менее 4,3 Гб свободного места на жестком диске;
  • клавиатура;
  • мышь;
  • джойстик.

Заключение

Подводя итоги, стоит перечислить основные достоинства и недостатки (а куда же без них!) симулятора «Ил-2 Штурмовик».

Достоинства:

  • реалистичная физическая модель самолета;
  • почти все приборы в кабине работающие;
  • возможность назначить на аналоговые оси джойстика управление закрылками, шагом винта, колесными тормозами;
  • высокая историческая достоверность самолетов (внешнего вида, интерьера кабины, учтены индивидуальные особенности каждой модели), карт, кампаний;
  • очень хорошая графика для своего времени (и даже сейчас, спустя почти 14 лет, она смотрится очень достойно);
  • большое количество самолетов, карт, миссий и кампаний;
  • возможность сетевой игры.

Недостатки:

  • несколько упрощенное управление самолетом (не в плане физической модели, а именно в плане управления техническими системами – двигателем и т.д.);
  • в колесных тормозах отсутствует раздельное управление левым и правым колесом (даже в тех самолетах, у которых такая возможность в реальности была);
  • в кабине самолета большинство ручек, кнопок, тумблеров и прочих средств управления (за исключением нескольких основных) не двигаются;
  • очень высокие минимальные системные требования на момент выхода игры;
  • плохо поддерживаются широкоэкранные дисплеи (при виде из кабины изображение обрезается сверху и снизу по сравнению со стандартным соотношением сторон 4:3);
  • все-таки сейчас, в 2015 году, поверхность земли (особенно лес) на небольшой высоте кажется несколько убогой (но в начале 2000-х графика игры, конечно, казалось шикарной).

Несмотря на некоторые недостатки, достоинства все же значительно перевешивают. На дворе 2015 год, а игра до сих пор не потеряла своей актуальности. В нее до сих пор играют, хотя она была выпущена в 2001 году. Для компьютерной игры это очень большой срок и очень большое достижение. Для нее до сих пор продолжают выходить патчи (пускай и неофициальные).

Новые игры «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» и «Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград», хотя и превзошли ее как по уровню графики, так и по физической модели, модели повреждений, но они не содержат такого большого количества самолетов, карт, кампаний, не охватывают столько театров военных действий, стран-участниц. Не преувеличивая, игру можно назвать авиационной энциклопедией Второй мировой войны. При этом на современных компьютерах она работает без проблем, а загрузка игры происходит очень быстро.

И сейчас, в апреле 2015 года, в преддверии 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне, «Ил-2 Штурмовик» особенно актуален.

Закончить все же придется на печальной ноте: компания 1С перестала издавать «Ил-2 Штурмовик». И даже «Платиновую коллекцию» или «Bestseller» сейчас не купишь ни в одном магазине. Пользуясь случаем, хочется предложить компании 1С к 70-летию Победы выпустить диск с переизданием «Ил-2 Штурмовик» со всеми патчами и дополнениями.

Максим Шалумов

Опубликовано: 10 апреля 2015 г.

Обсудить на форумеОбсудить на форуме

Copyright © 2003–2017 Maxim Shalumov. All rights reserved. Server: HP ProLiant DL120 G7
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru